Материал опубликован 30.11.-0001
До недавнего времени, а именно в 70-80-х годах, клубная символика была достаточно дефицитной вещью, достать её было проблематично. Поэтому многие фанаты в те годы для того, чтобы поддержать свою любимую команду, использовали собственноручно изготовленную атрибутику, которая лишь отдаленно напоминала настоящую фирменную.
На сегодняшний момент футбольная атрибутика в нашей стране производится в большом количестве. Её имеет любой человек вне зависимости от того, где он работает, к примеру, даже в фирмах, основная задача которых состоит в выполнении такой процедуры как регистрация ККМ, имеются свои футбольные фанаты, которые посещают матчи и болеют за свою любимую команду. Зайдя в специализированный магазин, вы легко сможете обнаружить там футбольную атрибутику различных команд. В соответствии с этим необходимо провести некоторую типизацию атрибутики, которая присутствует в настоящее время на прилавках магазинов.
В основном всю атрибутику можно подразделить на основании такого критерия как клубная принадлежность символики. Если рассматривать клубную символику с позиции конкретного фаната, то тогда получится следующее разделение: символика собственной команды, символика дружественных фан-движений, символика враждебных Фан-движений, символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не имеют. Исходя из этого в зависимости от типа символики у фанатов конкретной команды это может вызвать различные эмоции, начиная от дружелюбия и заканчивая ненавистью.
Человек, который носит атрибутику определенной команды, одновременно с правами берет на себя большую ответственность. При этом особого значения его место работы не имеет. Человек, основная функция на работе которого - регистрация кассового аппарата, и человек, который работает менеджером по продажам, имеют равные права и обязанности при их ношении футбольной атрибутики. Если вы носите футбольную атрибутику, то это может иметь, как положительное к вам отношение, так и негативное. Понятнее это можно показать на примере, если фанат ЦСКА приезжает в Санкт-Петербург, то он может быть уверен, что со стороны болельщиков «Зенита» к нему будет дружелюбное отношение. Если же вы приедете в этот же город с символикой «Спартака», то к вам будут относиться враждебно. Такое отношение и в первом и во втором случае связано с тем, что у фанатов «Зенита» и «ЦСКА» дружелюбные отношения между собой, а у фанатов «Зенита» и «Спартака» - враждебные. Такой ритуал как обмен атрибутики между фанатами встречается довольно редко. Его совершают в основном фанаты команд, которые относятся друг к другу дружелюбно.
Если чуть подробнее коснуться проблемы взаимоотношений, которая существует между фанатами, то тут можно отметить такой факт, что отношения межу фанатами в настоящее время еще не сложились, именно поэтому агрессия фанатов одной команды может быть направлена сразу на несколько команд. К примеру, фанаты «Зенита» длительное время, почти три года находились в дружественных отношениях с фанатами «Спартака», а враждовали с «ЦСКА». Фанаты «ЦСКА» и «Спартака» в свою очередь - непримиримые враги.
В настоящее время отношения между этими тремя фанатскими группами поменялись. Теперь фанаты «Зенита» дружат с фанатами «ЦСКА» и находятся во враждебном состоянии с фанатами «Спартака».
Таким образом, можно говорить о том, что атрибутика фанатских движений сегодня играет огромную роль, выступая не только в качестве обязательного элемента, который обеспечивает поддержку любимой команде, но, кроме этого, и являясь еще мощным раздражителем для фанатов других команд.
