Эксклюзив / Интервью Сульшера Энди Миттену

Журналист The Athletic Энди Миттен взял у Оле Гуннара Сульшера первое большое интервью с момента его ухода из “Манчестер Юнайтед”. 

- Чем занимаешься сейчас?

- Сейчас я тренирую три юношеских команды по 4 раза в неделю. Я помогаю детям, которые любят эту игру. Это совсем другая сторона футбола - ты видишь блеск в глазах, они слушают тебя, они хотят учиться. Но когда смотришь матчи на стадионе или по телевизору, всё равно начинаешь скучать по большому футболу. С тех пор, как я покинул “Юнайтед”, мы с детьми ездили в футбольный тур, как болельщики, посмотрели на “Наполи”, “Милан”, “Дортмунд”. Нам это понравилось! 

Также я работаю с УЕФА, отсматриваю матчи Лиги чемпионов а затем анализирую игру команд, смотрю, какие проблемы стараются создать друг другу обе стороны. А через несколько недель я собираюсь в США, чтобы повидаться с Уэйном Руни и Дэвидом Бекхэмом, посмотреть, как у них дела, и глянуть пару матчей их клубов. 

-  Хочешь снова тренировать?

- Да, у меня были предложения. Вот совсем недавно поступили два предложения из Саудовской Аравии. Мой лучший друг, и по совместительству мой агент, просматривает их. Другое дело, что если ты руководил “Манчестер Юнайтед”, то устанавливаешь собственные критерии того, с каким клубом ты хотел бы работать. 

Я люблю Англию и Премьер-лигу, даже Чемпионшип сейчас выглядит очень сильным, но я не сказал бы, что чувствую себя навсегда привязанным к Англии. Вполне возможно, это будет новый вызов, новая культура, а мне придется выучить новый язык. 

Мне важны ДНК и идентичность клуба, чтобы я мог проявить там свои лучшие качества. Мы должны совпасть. Однажды я уже принял неверное решение, отправившись в “Кардифф”, где как раз произошло несовпадение идентичности и стиля. 

- Спустя почти два года, как ты оцениваешь свою работу в “Юнайтед” сейчас?

- Да, нам явно не хватило трофея. Один пенальти мог бы изменить ситуацию, и всё бы сложилось по-другому. Трофеи важны, но ещё важно было заложить основу хороших выступлений. Мы работали над тем, чтобы стабильно делать это на протяжении долго времени. В итоге всё получилось не так, как мы ожидали, но руководство также ставило передо мной задачу сделать так, чтобы болельщики снова начали улыбаться, и, думаю, в этом плане у нас кое-что получилось. В сентябре 2021-го мы были лидерами таблицы, к нам пришел Криштиану, Рафа Варан, Джейдон Санчо….

- И?

- Мы стали сильнее, подписав этих игроков. Речь уже шла о том, чтобы сделать следующий шаг - побороться за титул. Но, к сожалению, всё это просто не сработало. 

- Среди болельщиков бытует мнение, что покупкой Роналду Вудворд потешил свое самолюбие, а заодно разрушил всю команду. Насколько это соответствует действительности?

- Это было предложение, от которого сложно отказаться. Я чувствовал, что мы должны его принять, но это оказалось ошибкой. Когда он подписал контракт, казалось, что все получается, и “Олд Траффорд” гудел, когда Роналду сделал дубль в первом матче. Казалось, что он по-прежнему является одним из лучших бомбардиров мира и по-прежнему силен. 

Потом мы вошли в сложный отрезок сезона: “Манчестер Сити”, “Ливерпуль”, “Тоттенхэм» и “Лестер” на выезде. Потом “Челси”, “Арсенал” и плюс игры Лиги чемпионов. И тут все пошло против нас. Все началось с домашнего поражения от “Астон Виллы” и промаха с пенальти.

Когда у вас есть команда, вам нужно, чтобы все действовали заодно, но когда дела пошли не так, как надо, у некоторых игроков начало проявляться чрезмерное эго. Мы убедительно обыграли “Тоттенхэм”, но затем проиграли два матча…

- Той осенью вы проиграли 5 матчей из 7. Ты чувствовал, что ты потеряешь работу?

- Мне никто ничего не говорил, но я понял, что всё кончено, в перерыве матча с “Уотфордом”. Мы и близко не были похожи на команду, которая носит название “Манчестер Юнайтед”, а игроки просто ходили пешком по полю. В перерыве я сказал, что это, вероятно, последний раз, когда мы работаем вместе, и попросил их проявить свою гордость. Нам почти что удалось изменить ситуацию, но затем удалили Харри Магуайра. 

- Что было потом?

- На следующий день я получил сообщение от Эда Вудворда, который писал, что ему нужно встретиться со мной в его офисе в Каррингтоне. Когда ты провел в клубе 18 лет, пережив и взлеты, и падения, уходить вот так было тяжело. Эд всячески поддерживал меня в хорошие времена, и я всегда буду благодарен ему за это. Я отправил семью в аэропорт ещё до того, как получил сообщение, а после него написал жене, что, возможно, окажусь в Норвегии раньше них. 

Это был эмоциональный день, очень эмоциональный. Я не думал, что так будет - это было равносильно тому, что ты покидаешь свою семью. Я хотел поговорить со всеми игроками, попрощаться, я разговаривал с тренерами и сотрудниками, а затем вернулся в пустой дом.

- Вы записали прощальное видео. Это была твоя идея?

- Мне очень не хотелось прощаться с болельщиками, которые так хорошо ко мне относились и тоже стали частью моей семьи. Записать это видео тогда показалось правильным шагом. 

- Ты злился? Чувствовал, что игроки подвели тебя?

- Это была не злоба и не горечь, а разочарование. Мне не удалось выполнить работу моей мечты так, как я рассчитывал. Я получил работу исполняющего обязанности тренера на 6 месяцев, и это было невероятное удовольствие. Та победа над “ПСЖ” - это было нечто! Было и ещё несколько моментов, позволивших мне убрать приставку “исполняющий обязанности”.  Те же победы над “Сити” дома и на выезде,  гол МакТоминея последним ударом в матче перед локдауном. Я никогда не думал, что “Олд Траффорд” может реально дрожать! Так получилось, что вернуться на стадион они смогли лишь спустя много месяцев. Затем ещё одна победа над “ПСЖ”, беспроигрышная выездная серия. Не так-то просто сыграть 29 выездных матчей без единого поражения. Пустые стадионы, отчасти, помогли, было легче руководить командой. 

- Работа в “Юнайтед” - непосильный труд?

- Нет, но это очень сложно, особенно для тренеров, которые приходят после лучшего тренера всех времен. Ожидания от тебя всё те же, но время изменилось. Это уже не та эпоха, когда играл я. Единственными конкурентами нашей команды были тогда “Арсенал” да “Челси”, а сейчас у большинства команд есть в распоряжении серьезные деньги. Даже если не очень серьезные, то у них больше нет необходимости продавать своих лучших игроков. 

Тогда Уэйн Руни и Криштиану были лучшими молодыми футболистами, и мы просто пришли и подписали их, а теперь “Юнайтед” не может просто прийти и забрать того же Эвана Фергюсона, например. И когда я был у руля, мы также не смогли купить тех игроков, которых хотели. 

- Например?

- Эрлинг Холанд ещё до своего дебюта в “Зальцбурге”, Деклан Райс, который ещё не стоил тех денег, что за него заплатили летом. Мы также обсуждали Мойзеса Кайседо, но чувствовали, что нам нужны игроки, готовые играть сейчас и сразу. “Брайтон” очень хорошо умеет привозить игроков из-за границы и за год-два ставить их на ноги. “Юнайтед” же не может позволить себе такую роскошь и ждать так долго, из-за этого мы лишились множества классных игроков. 

Мы отчаянно хотели заполучить Джуда Беллингема - он просто создан для “Манчестер Юнайтед”! Но он выбрал “Дортмунд”, и я уважаю его решение. Наверное, это было разумно. Но также я уважаю Аарона Уан-Биссаку, Дэна Джеймса, Джейдона Санчо - молодых игроков, которые рискнули перейти в команду, которая была не совсем на ходу, скажем так. 

Я бы подписал контракт с Кейном в то же самое мгновение, когда это стало бы возможным, но из-за пандемии мы лишились бездонного кошелька. 

- Ты сам приехал из-за границы и тебе понадобилось всего полторы недели…

- Я всегда умел забивать и забил своим первым же ударом. Но я попал в идеальную ситуацию, Энди Коул был травмирован, и моим вторым нападающим стал Эрик Кантона. Я бы готов и воспользовался своим шансом. Сейчас Премьер-лига совсем другая, она неизмеримо сложнее. 

- Ральф Рангник пришел после того, как тебя уволили, и раскритиковал клуб, который ему достался. Это было оскорблением по отношению к тебе?

- Клуб, который ему достался в ноябре 2021 года, отличался от клуба сентября 2021 года. Я сказал ему об этом, когда делился своим мнением о каждом игроке. Дела были плохи, раздевалка была потеряна… Некоторые игроки считали, что им нужно играть больше, требовали выпустить их на поле и не обращали внимание ни на что другое. По мне это просто ужасный подход! Когда я оставался в запасе, я изо всех сил пытался на деле доказать тренеру, что он не прав. 

Сейчас многим игрокам непонятен такой подход. Агенты и члены их семей из-за своей корысти садятся им на ухо и рассказывают, какие они великие, хотя, на самом деле, там никакого величия и близко нет. Это настоящая болезнь современного футбола. 

Тем не менее, к концу сезона 2020/21 у нас была отличная команда, с которой можно было работать. Мы дошли до полуфинала Кубка Англии и финала Лиги Европы. 

- Ты бы сделал сейчас что-то по-другому в двух этих матчах?

- “Вильярреал” Унаи Эмери очень трудно было сломить. С тех пор я ни разу не пересматривал ту игру.

- Но ты говорил, что пересматривал все матчи “Юнайтед” под своим руководством…

- Нет, только не этот. А также матчи с “Ливерпулем”, “Тоттенхэмом” и “Уотфордом”. Их я пересматривать не буду. В остальных же мы действительно были приличной командой. 

Единственное, что могу сказать, на матч с “Вильярреалом” мне надо было выпустить в стартовом составе Неманью Матича. Это была игра прямо для него! Но я оставил его в запасе, потому что чувствовал, что другие больше заслуживают места в старте. 

- В сети тебя постоянно критиковали за то, что вы были командой без тактического плана, просто действовали на контратаках. Расскажи нам о своей философии, и какую роль в ней сыграли твои помощники?

- Я безумно люблю Кирана МакКену и Майкла Каррика. Это лучшие тренеры, и они ещё это докажут! Майк Фелан был очень опытным, а Мартин Перт успел поработать по всему миру. Мы чувствовали, что для того, чтобы хорошо атаковать, надо хорошо защищаться. И мы всегда хотели прессинговать наших соперников, даже на “Энфилде” или “Этихаде”, даже с травмами. Обычно у нас все получалось.

Я хотел, чтобы мы быстро выходили вперед, но это требует больших физических усилий. Да, это звучит как контратакующая модель игры, но когда мы были в форме, мы отправлялись в гости к “Тоттенхэму”, “Брайтону” или “Эвертону” с Карло Анчелотти и контролировали игру. Или тот же “Лидс” Марсело Бьелсы, который мы обыграли 6:2 и 5:1. 

Мы не всегда получали признание за наши организованные действия в атаке и обороне, хотя другие тренеры часто хвалили нас за тактические подходы и работу с мячом и без него.

- Какие из своих трансферов ты считаешь лучшими? 

- Безусловно, Бруну Фернандеш, который пришел и сразу же поднял уровень команды. Харри Магуайр. Это просто позор, что сейчас он подвергается таким оскорблениям! Мне очень его жаль, но он сильный парень и надеюсь, всё это только поможет ему, закалит его характер. Когда он приехал, он также поднял уровень нашей обороны и улучшил настроение в команде. 

- Ты чувствуешь, что игроки просто “слили” тебя, как утверждали твои некоторые бывшие товарищи по команде?

- Нет, не совсем. Просто некоторые из них не был так хороши, как о себе думали. Опять же, не буду называть имен, но я был очень разочарован, когда пара игроков отказались принять капитанскую повязку. Так же большим разочарованием был момент, когда игроки отказывались тренироваться и играть потому, что решили уйти. 

После моего ухода в прессе появились статьи о том, как я обращался с некоторыми игроками, и это была полная ложь, с большинством из них у меня были хорошие и честные отношения.

- Сочувствуешь Эрику тен Хагу, наблюдая за тем, с какими проблемами он сталкивается за пределами поля?

- Я знаю, через что он проходит. Эта работа мечты, но она очень сложная. Тебе приходится иметь дело с людьми, их проблемами, их прошлым - всё это, конечно, не компьютерная игра. Но большинство парней, которые сейчас в команде, действительно являются прекрасными профессионалами, которые стремятся к успеху. Для многих из них клуб стоит на первом месте. 

- Что ты думаешь о Глейзерах?

- В разговорах со мной они были честны и откровенны. Мне приходилось быть терпеливым и морально сильным. Ну и сейчас они поддерживают тренера. 

- Что ты почувствовал, когда группа протестующих против Глейзеров фанатов пришла на тренировочную базу?

- Это было их право, и я пошел поговорить с ними. Охрана не хотела, чтобы я это делал, но я настоял. Считаю, что мы хорошо поговорили. Общение с болельщиками – часть работы главного тренера “Юнайтед”. Конечно, вам рекомендуют при этом иметь охрану вокруг себя, но я не чувствовал бы себя комфортно в их присутствии, поэтому предпочел выйти один. 

Я не так часто приезжал сюда, после того, как вся моя семья вернулась в Норвегию в прошлом году, но когда я иду по Манчестеру, люди показывают мне поднятый вверх большой палец. В реальной жизни большинство людей так и делает, писать: “Ты полное дерьмо!” легче только тогда, когда ты сидишь в сети за каким-нибудь анонимным ником. 

- За трансфер Санчо выступал ты?

- Да, это я хотел подписать его. “Манчестер Юнайтед” никогда не будет подписывать игрока, против которого выступает тренер. Во многих клуба бывает по-другому. Скауты назвали Джейдона претендентом номер один на позицию правого вингера и, посмотрев на его талант, я понимаю, почему. 

К сожалению, это не сработало. Когда он приехал, ему пришлось лечь в больницу и пропустить первые матчи. Он чрезвычайно талантлив, и мы еще не видели его лучшей стороны. Надеюсь, что это когда-нибудь случится, но проблема в том, что он предпочитает играть на левом фланге… там, где играет Маркус.

- Почему произошел спад после того, как твоя временная должность стала постоянной? 

- Некоторые игроки хотели уйти. Опять же усталость, ведь мы многого требовали, и это привело к травмам. Шарик стал сдуваться к концу первого сезона, но при этом за два моих полных сезона мы финишировали третьими и вторыми в Премьер-лиге.

- Похоже, что при Глейзерах установился некий цикл: приходит новый тренер, дела идут на поправку, затем происходит спад и его увольняют..

- Будем надеяться, что Эрик добьется успеха и, если этот цикл существует, то он его разорвет. Кто-то же должен это сделать! Всегда тяжело, когда из клуба уходят великие тренеры.... Знаешь, в Норвегии есть поговорка: “За Вирколой не хочется прыгать”. Это потому что Бьёрн Виркола был одним из величайших прыгунов с трамплина, и все всегда будут сравнивать тебя с ним. Нас сейчас его обошли уже пятеро или шестеро человек, так что и в “Юнайтед” это обязательно произойдет.

Перевод: Дмитрий Коськин / ManUtd.ru

Обсуждение
8

20.09.2023 He2w8

Не знаю, почему-то до сих пор к нему тёплые чувства. В раздевалке у нас похоже все время были проблемы, при разных тренерах и игроках. С атмосферой нужно что-то делать.

ответить

9

20.09.2023 SirMatt

Странно, что Вы не знаете почему...))) Так-то он принес нам кубок чемпионов))

5

20.09.2023 He2w8

SirMatt
Да, до сих пор помню этот матч, тогда борясь со сном, в душе понимая, что скорее всего победы нам не видать, все равно смотрел и надеялся... Нынешнему МЮ поучиться бы использовать стандарты так же.

0

26.09.2023 Scholes_GEOrgia

Правильно, он навсегда...

0

20.09.2023 He2w8

"Мы работали над тем, чтобы стабильно делать это на протяжении долго времени."
Долгого времени, полагаю, лучше исправить)

ответить

10

20.09.2023 DKart

Из всех тренеров, что были после САФа, считаю приход ОГС лучшим временем. Спустя год после его прихода, я был уверен, что Юнайтед может обыграть любого, даже если пропустит первым (тем более, если пропустит первым - вспоминаем серию камбеков). Парни играли легко и уверено. И если просерали первый тайм, то во втором команда рвала всех (как ОГС их умудрялся перезапустить?!). С теми игроками, что у него были, он показывал очень крутую игру.
Всегда буду считать, что покупкой КриРо его подставили и разрушили и так не самую лучшую атмосферу в клубе. У нас был лучший ЦФ в постСАФовскую эпоху - Кавани, которого предали ради клубнички. Сульшеру не давали нужного опорника, из-за чего наша оборона смотрелась плохо при контратаках соперника.
Мечтаю, чтобы он снова вернулся, пусть хотя бы опять временным главным тренером.

ответить

3

21.09.2023 Brother

Очень симпатизировал ему, и сейчас к нему отношусь положительно. Надеялся, что он хотя бы что-то подобное САФу по времени сможет провести. К сожалению, не вышло. Но нет, дважды в одну реку войти нельзя. Это перевёрнутая страница.

4

21.09.2023 Rfusolaxn

Запомнили только хорошее, и в принципе правильно, лучше уж так.

8

20.09.2023 xGREGORYx

Как всегда честно и позитивно. Симпатизировал Сульшеру, что тогда, что сейчас. Очень жаль, что в итоге так вышло. Надеюсь, что цикл действительно прервется и у Эрика Тен Хага все получится!

Но что- то мне кажется, что с нынешними владельцами успеха нам ждать ещё долго...

ответить

-12

20.09.2023 SICk

Комментарий c отрицательной оценкой скрыт — показать

4

20.09.2023 Aliaksei

Очень "тёплое" интервью - прочитал с улыбкой на лице)
Эмоции такие же, как от прочтения биографий САФа и Бербатова - как бы смотришь изнутри на то, за чем наблюдал только снаружи. Надеюсь, Оле ещё вернётся в клуб. Может, не тренером, а спортивным директором на место всяких опухших арнольдов. При Оле как тренере был самый стабильный отрезок для команды с 2013 года. Для он, несмотря на отсутствие трофеев, остаётся пока лучшим тренером Юнайтед в послефергюсоновскую эпоху

ответить

6

20.09.2023 U_brave

Надеюсь, Пирс Морган наконец-то удавился после этого интервью. Хотя, он может удавиться разве что членом Клубничного.

ответить

10

20.09.2023 _DI

"- “Вильярреал” Унаи Эмери очень трудно было сломить. С тех пор я ни разу не пересматривал ту игру."

Сложно представить, конечно, какое именно для него это разочарование, и как это чисто психологически отразилось на следующем сезоне...
Очень хорошее интервью, спасибо за перевод!

ответить

10

21.09.2023 roAcH

Оле очень интеллигентный и умный человек, и после этого интервью, я еще раз в этом убедился.
Спасибо за публикацию интервью, было очень интересно почитать.
Жаль, что некоторые вещи сыграли против него, но очень приятно, как он желает наилучшего Эрику, будем надеяться на это.

ответить

6

21.09.2023 zers

Эх Оле ((( жаль что в команде такие мудаки есть ( мда...ну так как, мы многие и предполагали, команда его тупа слила. не все конечно, но чувствуется что пол команды то точно хотела что бы он ушел. мда...капец надо было Оле быть жестче, как Эрик сейчас, хотя видим что это работает, но слабовато. Печально все это, эго игроков погубило Оле ,я даже знаю что клубничное эго больше всего там вывернулось и еще и дало усы. И всякие Ван Де Беки которые сейчас вообще черт знает где. ))) Оле бы Холонда, Каземиро и еще защитника норм, вот бы зажигали ((( Блин фигова...аж грустно за Оле ( надеюсь он себя проявит еще где то.

ответить

0

21.09.2023 altmax

Сульшер, конечно, очень хороший, добрый и искренний человек. Успехов ему в большом футболе в качестве тренера. А мы, как видим, проблемы клуба "где-то рядом" до сих пор, и посеянная некогда вирусня может перемолоть ещё не одного тренера. Нужна большая зачистка от новых владельцев, по-другому никак...

ответить

0

23.09.2023 Roman_Viktorovich

"ДНК"

ответить

2

11.11.2023 Djorian

Его слили КриРо,Бруно, и компания)) Эх, ошибкой было тщеславного приглашать

ответить

Новости английского футбола
  • Манчестер
  • Украина
  • Беларусь
  • Израиль
  • Калининград
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Самара
  • Екатеринбург
  • Челябинск
  • Актобе
  • Астана
  • Новосибирск
  • Красноярск
  • Иркутск