Эксклюзив / Невилл: Я обожал работу в «Юнайтед»

Возможно, Фил Невилл является первым человеком в мире, которому тренировать «Манчестер Юнайтед» нравилось больше, чем играть за них, хотя бывший полузащитник «красных дьяволов» с гордостью вспоминает годы своей карьеры профессионального футболиста.

В своем доме в Чешире Невилл выделил целую комнату для трофеев и прочих достижений, добытых за годы его выступлений на «Олд Траффорд» и «Гудисон Парк», однако Фил утверждает, что работа помощником Дэвида Мойеса увлекла его так, как никогда не увлекала сама игра.

Его захватила возможность ежедневно управлять командой, состоящей «из самых профессиональных парней, каких только может пожелать тренер» и острое чувство ответственности.

«Однажды я проснулся полпятого утра и спросил себя – а может уже можно поехать на работу? Моя жена постоянно подшучивала надо мной, говоря, что скоро я буду ночевать прямо в клубе. Я действительно спал по два часа, потому что хотел как можно скорее вернуться к работе».

«Я профессионально относился к своим обязанностям, когда был игроком, но когда я стал тренером, меня каждую минуту тянуло в Каррингтон. Новое назначение стало для меня лучшим моментом жизни, я не испытывал ничего подобного, когда был футболистом».

Тем тяжелее для Невилла было в очередной раз покидать «Олд Траффорд» прошедшим летом. Первый раз он сделал это в 2005 году, перейдя в «Эвертон» в 28 лет, к тому времени имея на своем счету кучу наград и унося с собой множество воспоминаний о 15 годах, проведенных в «Юнайтед».

«В этот раз мне было гораздо тяжелее, - говорил Фил. – В первый раз я уходил на пике успеха, а во второй раз чувствовал, что покидаю клуб после неудачи. Впрочем, у меня не было ощущения, что я плохо делал свою работу, я действительно думаю, что хорошо справлялся со своими обязанностями. Тем не менее, это была именно неудача, потому что команда так и не смогла вернуться на былые позиции. Я чувствовал себя опустошенным, и мне потребовалось определенное время, чтобы прийти в себя и оправиться от этой боли».

«Переход в «Эвертон» был моим личным решением. Я видел, что моя карьера подходит к концу, и понимал, что достиг всего, чего хотел. Я уезжал безо всякого сожаления. В этот же раз решение об уходе принимал не я. С одной стороны, у меня было ощущение, что я достаточно хорош, чтобы продолжать работать одним из тренеров, с другой я понимал, что команда, которую тренировал в том числе и я, завершила сезон на седьмом месте, что было недопустимо».

«Когда я вспоминаю все разочарования, с которыми столкнулся за свою карьеру, в том числе и карьеру в «Юнайтед», думаю, что события прошлого лета я перенес тяжелее всего».

Невилл говорит, что тот апрельский день, когда был уволен Дэвид Мойес, стал наихудшим днем его карьеры.

«Это был самый ужасный день за всё то время, что я причастен к футболу. Никогда не думал, что меня так потрясет тренерская отставка. Особенно меня огорчило то, как это было сделано. Безусловно, каждый может быть уволен, но когда ты узнаешь об этом случайно за день до увольнения, это становится ещё большим ударом. Казалось, что газеты знали обо всем раньше, чем тренер и его штаб».

«Это же «Манчестер Юнайтед» - клуб, который, как я всегда думал, правильно относится к подобным вещам. Но в этот раз они явно были неправы. Они поступили так, как никогда не поступали в прошлом, принимая решения подобной важности». 

В Англии отмечали Пасхальный понедельник, когда Невилл понял, что судьба главного тренера «Юнайтед» висит на волоске. Тем не менее, следующим утром, он, как обычно, приехал в 7 утра в Каррингтон.

«Мы все приехали рано, и настроение у меня было ужасное, так как это были мои друзья. Это были люди, которых я безмерно уважал, а Мойес стал человеком, который дал мне такой уникальный шанс. Я вернулся в «Манчестер Юнайтед» только ради него».

«Я никогда ещё не видел, чтобы людей увольняли таким способом. Босс вышел и сказал мне тогда, что моя работа вне опасности, а потом я поговорил с Эдом Вудвордом, и он попросил меня стать ассистентом Райана Гиггза. Но от этого легче не стало, я был просто в шоке. Спустя полтора часа я уехал с базы, что для меня было чем-то нереальным. Я пытался как-то подготовится к разговору с Гиггзом, но в голове у меня была настоящая каша».

«Я не присутствовал на прощальной встрече Мойеса и игроков, но знаю, что Андерс Линдегор вышел тогда и сказал, что тренер произнес одну из лучших речей, которые он когда-либо слышал. Дэвид – благородный человек, он не был обязан что-то объяснять футболистам, но он сам хотел это сделать».

«Думаю, если сейчас он вернется на «Олд Траффорд», его встретят овацией. Сами болельщики говорят, что у него было всё, чтобы справится с этой работой. Несколько топ-тренеров испугались и спрятали головы в песок, когда сэр Алекс освободил свой пост, но Мойес сказал: «Я возьмусь за эту работу!». Я думаю, он должен гордиться этим».

После увольнения Невилл понимал, что у него практически нет шансов остаться на «Олд Траффорд».

«В ту минуту, когда Мойес был уволен, я понял, что после завершения сезона меня здесь не будет. Но те четыре недели работы с Райаном Гиггзом были превосходными! Босс сказал, чтобы я поддерживал Райана и был с ним рядом. Он сказал, что это будет превосходный опыт, который поможет мне в начале моей тренерской карьеры».

«Но достаточно быстро мы все поняли, что Райан не останется главным тренером, и при этом я чувствовал, что будет правильно покинуть клуб вместе с тем человеком, который тебя туда привел».

Мы беседуем в понедельник в 11:30 утра, и Невилл утверждает, что впервые так поздно пьет кофе, и впервые позволяет себе в это время спокойно сидеть дома на мягком диване.

«Мне нравится, когда у меня много дел, - продолжает Фил. – В том числе и поэтому мне так нравилось быть тренером первой команды «Юнайтед». Мне нравилось выходить на тренировочное поле, планировать занятия и работать в компании лучших парней, которых только можно пожелать». 

«Босс и его ассистент Стив Раунд немедленно дали мне кучу работы. Меня бросили в самую пучину и сказал: «Тебе придется справиться с этим, парень!». Если игроки «Манчестер Юнайтед» почувствуют хоть малейшую неуверенность или неорганизованность, они тут же придут к тебе. Так что нужно было быть всегда собранным – каждый день на каждой тренировке».

«Как-то раз я взялся проработать состав и план тренировок на четыре игры вперед. Ребята сказали мне, что если я продолжу работать в таком режиме, то отброшу коньки уже в 45 лет, но мне нравилось много работать».

Так почему же всё пошло не так, как планировал Мойес и его тренерский штаб?

«Были вещи, которые мы сделали правильно, но были и моменты, когда мы сработали недостаточно хорошо и должны были добиться лучшего результата. С другой стороны, часть меня до сих пор думает, что это была работа из разряда невыполнимых, что Дэвид Мойес никогда бы не добился бы тут успеха. Я часто задаюсь вопросом: может клубу был необходим этот период Дэвида Мойеса, чтобы перейти в период Луи ван Гала?».

Невилл также говорит, что игроки изо всех сил старались принять методы нового тренера, хотя это не всегда получалось.

«Конечно, любые изменения встречают некое сопротивление. Послушайте, сэр Алекс был здесь царем и богом, и если бы я до сих пор играл, я бы тоже не хотел никаких изменений. Я бы говорил: «Мы добивались успеха именно такими методами, так давайте будем продолжать их использовать».

«Если вы спросите игроков о наших тренировках, думаю, они скажут вам, что получали от них удовольствие. Но определенное сопротивление новинкам чувствовалось. Кто-то пытался сделать какие-то вещи по-своему, хотя, конечно, это были незначительные изменения, речь о глобальном сопротивлении не шла».

«С другой стороны, было понятно, что время этой конкретной команды подошло к концу, так что, возможно, нам стоило быть более безжалостными в момент её перестройки. Но на это было очень трудно решиться – в конце концов в нашем распоряжении была команда, которая выиграла чемпионат с 11 очками преимущества».

«Наше первое трансферное окно, вероятно, стало началом конца, когда мы не смогли обновить команду, которая в этом очень нуждалась. С этого момента давление на нас только возрастало. Я не думаю, что мы провели хоть один матч на том уровне, который планировал Дэвид Мойес. Команда потеряла импульс, который обычно дают ей выигранные трофеи».

«Самым большим разочарованием стал тот матч с «Сандерлендом» в Кубке Лиги. Если мы бы вышли тогда в финал, обыграли «Сити» и завоевали кубок, всё бы могло сложиться по-другому. Это стало переломным моментом, после этого дела шли всё хуже и хуже».

«Я много думал о прошлом сезоне. Да, возможно нам надо было быть более безжалостными в плане трансферов, и боссу нужно было понять, что в «Юнайтед» все движется быстрее, чем он привык делать. Но это в любом случае было тяжело. Вот зачем ему нужно было время. Ему нужно было дать больше времени».

Невилл также говорит о своей новой работе на телевидении в качестве эксперта и комментатора. Он смог полностью прочувствовать новое для себя дело во время освещения Чемпионата мира в Бразилии для ВВС. Особенно запомнился всем матч между Англией и Италией с его комментарием.

«На днях я как-то шутил, что только 400 зрителям из 15 миллионов человек, которые смотрели этот матч, не понравился мой комментарий, так что в целом я могу быть доволен. Они говорили, что я был слишком монотонным, и моя подача была далека от идеала. Оглядываясь назад, я понимаю, что в тот момент ещё не был полностью готов к такой работе. Редакция ВВС получила много критических отзывов, и, возможно, им не стоило назначать меня на такой матч. Но, тем не менее, я был вдохновлен подобным назначением, и проделал большую работу по подготовке».

«Это одно из лучших ощущений моей жизни, и я хотел бы думать, что этот матч станет отправной точкой, чтобы двигаться дальше. Надо отдать должное сотрудникам ВВС – они постоянно поддерживали меня, и я, в свою очередь, сказал, что хочу как можно чаше работать в паре с комментатором матча».

«По возвращении из Бразилии я отправился на крикет, чтобы принять участие в программе Test Match Special с Джонатаном Агнью, и там был Джеффри Бойкотт. Он сказал: «Подойди-ка сюда, сынок!» и следующий час он водил меня по всем комментаторским кабинам и представлял различным журналистам. Затем мы присели и долго говорили, и, сам того не понимая, он выдал мне настоящий мастер-класс о нюансах комментаторского искусства и работе в медиа».

«Всё, что тебе нужно, парень, это найти работу на радио», - сказал он, и я расхохотался, так как думал, что таким образом он намекает мне, что моя физиономия не годится для телевидения. Но он продолжил: «Именно на радио ты найдешь свой тембр и обретешь необходимую уверенность». Он объяснил, что на радио легче переносятся ошибки».

«Если ты допустишь ляп в эфире, никто не узнает, что его сделал именно этот парень, который едет сейчас рядом с тобой по трассе M6. На радио всё протекает мягче, и там ты чувствуешь себя более защищенным. С тех пор я провел множество передач на радио, и затем сумел побороть нервозность и понемногу освоился в студии ВВС».

Теперь Фил освещает по пять матчей в неделю, а когда у него нет эфира, готовится к предстоящим играм.

«Я практически не бываю дома. Энди Таунсенд как-то сказал мне, что на любой работе нужно вкалывать. Будь ты водопроводчиком или электриком – без разницы, ты должен делать всё, чтобы изучить мельчайшие нюансы своей профессии».

«Я занимаюсь этим постоянно. Недавно я впервые спустился в метро, так как мотаюсь по всему Лондону как студент в поисках дешевого пива. Мой брат Гари как-то сказал мне: «Какого черта тебя занесло в комментаторы матча «Дженоа» - «Палермо»?!». А мне это нравится! Кстати, в «Палермо» есть игрок, который скоро станет настоящей суперзвездой. Пауло Дибала – запомните это имя».

«Я отношусь к своей работе на телевидении также, как относился к работе тренера или футболиста. Я всё время учусь. Я читаю много газетных статей, формулирую свое собственное мнение, сверяюсь со статистикой и смотрю много игр. Сегодня я свободен, но затем мне нужно будет готовиться к двум матчам Бундеслиги, которые я комментирую на этой неделе».

Недавно Филл отказался от возможности вернуться в футбол, сказав «нет» Дэвиду Мойесу, который приглашал его в «Реал Сосьедад», и продлив свой контракт с ВВС.

«Моя жена была удивлена, что я ответил отказом. Она видит меня тренером или менеджером, и мы не раз уже говорили, что однажды нам, возможно, придется уехать за границу вместе с детьми. Но в данный момент я хочу сам управлять своей судьбой».

«Ещё несколько месяцев назад я бы сказал «да» только радо того, чтобы вернуться в футбол. Но тут для меня открылся целый мир возможностей, и я думаю работа в медиа и отдых от футбола в течение 4-5 месяцев – это то, что мне сейчас нужно. Я вообще не отдыхал, после того как завершил карьеру – сначала работал со Стюартом Пирсом в английской молодежке, а затем вернулся в «Юнайтед».

«Теперь я смотрю на свою жизнь и на футбол немного по-другому. У меня появились новые перспективы и эти изменения иду мне на пользу».

С расстояния мир футбола Невилл воспринимает теперь с легкой тревогой.

«Я продолжаю наблюдать за тем, как увольняют тренеров, не дав им никакого времени. К ним относятся как к дерьму. Летом мне предлагали пост главного тренера в «Брайтоне», но я отказался, и многие в моем окружении думали, что я сглупил. Но я считаю, что если я чем-то решил заняться, то должен быть к этому полностью готов. Я должен получить все необходимые лицензии, и у меня должно быть достаточно опыта».

«В данный момент я не думаю, что эта работа для меня. Я не думаю, что я к ней готов. Сейчас я получаю профессиональную лицензию, но у меня нет опыта. Я недостаточное количество часов провел в должности тренера. Я подписал двухлетний контракт с BBC, рассматривая его как часть моего обучения. Опять же это может стать другим путем, по которому я решу пойти».

«Мы с Гари постоянно говорим о том, что нужно быть готовым на все сто, когда тебе поступит предложение. Опять же важно выбрать правильный клуб и правильное руководство, чтобы согласится на тренерскую работу. А может вам больше подойдет должность спортивного директора? Вот сейчас мы владеем футбольным клубом - «Солфордом». Кто знает, может и это станет правильным путем для нас? Может мы получим гораздо больше удовольствия, управляя клубом, а не просто сидя на тренерской скамейке в какой-нибудь дыре? Нам повезло, что наше финансовое положение позволяет нам не торопиться и в итоге принять верное решение».

В эти выходные Фил будет обсуждать поединки Кубка Англии в студии программы Match Of The Day 2. При этом Невилл признается, что единственный раз, когда он не получил удовольствие от своей новой работы на телевидении, был матч с участием «Манчестер Юнайтед», на котором он работал с «Олд Траффорд».

«Если честно, я чувствовал себя не очень здорово. После игры я позвонил Гари и нашему отцу и сказал, что для меня будет неправильно и дальше работать здесь. Я говорил это как болельщик «Манчестер Юнайтед». Я просто хочу, чтобы моя жизнь двигалась дальше, и не хочу оглядываться назад».

Беседовал Мэтт Лоутон / The Daily Mail

Перевел Дмитрий Коськин / ManUtd.ru

Обсуждение

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.

Новости английского футбола
  • Манчестер
  • Украина
  • Беларусь
  • Израиль
  • Калининград
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Самара
  • Екатеринбург
  • Челябинск
  • Актобе
  • Астана
  • Новосибирск
  • Красноярск
  • Иркутск