Клаудио Браво в "Ман Сити": почему он всегда был идеальным игроком для Пепа Гвардиолы?

Клаудио Браво направляется в «Манчестер Сити», и Адам Бейт из Sky Sports собрал мнения его бывшего тренера по клубу и сборной Хуанма Лильо и первого тренера вратарей чилийца Хулио Родригеса, чтобы узнать, почему он подходит Пепу Гвардиоле. Эта история берет свое начало полвека назад.

 

На поверхности, решение Пепа Гвардиола приобрести Клаудио Браво, чтобы заменить Джо Харта, не кажется занимательным само по себе. Чилиец выиграл две Ла Лиги подряд с любимой Гвардиолой «Барселоной», а со сборной также уже второй год побеждает в Копа Америка. Харт, напротив, закончил сезон плачевным выступлением на Евро в составе сборной Англии.

 

Как бы там ни было, факторы, которые побудили Гвардиолу принять противоречивое решение и заменить первого номера сборной Англии, гораздо более неочевидны. Эта история затрагивает три континента, временной отрезок в пятьдесят лет и, возможно, даже сражение за душу самого вратарского дела. Эта история берет начало, как и многие другие в футболе, с вдохновителя Гвардиолы Йохана Круиффа.

 

«Я ничего не знал о футболе, пока не встретил Кройфа», - однажды сказал Гвардиола. Этот опыт действительно сформировал его видение игры, сделал его плеймейкером центра поля, игроком Команды мечты голландца в «Барселоне». Он не одинок в этом. Идеи Кройфа о пространстве, расположении на поле мяча и игроков повсеместно используются, совершив в свое время революцию в футболе.



 

Намного сложнее отследить, откуда же идет его влияние. Достигнув аспекта вратарской игры, последствия «тотального футбола» действительно оказали большое воздействие на лицо современной игры. Когда Кройф вынудил тренера сборной Нидерландов Ринуса Микельса выбрать Яна Йонгблуда вместо, казалось бы, превосходившего его Яна ван Беверена на чемпионате мира 1974, это было только первым примером зарождавшегося феномена.

 

Кройф считал, что умение вратаря быстро передавать мяч может быть более значительным, чем отражение ударов соперника. Когда его собственная тренерская карьера началась в «Аяксе», Кройф показал свою приверженность этой философии, переведя в первую команду Стэнли Менцо именно за его навыки в этом аспекте игры. Тренером вратарей для Менцо он выбрал Франса Хука.

 

С тех пор у Хука состоялась блестящая карьера тренера вратарей в таких топ-клубах как «Барселона» и «Манчестер Юнайтед», где он работал с Луи ван Галем. Но он больше, чем просто тренер. Для многих, Хук – настоящий гуру вратарского дела – человек, который в буквальном смысле написал книгу о том, как быть вратарем. Метод Хука зародился из его совместной работы с Кройфом.

 

Хук определил, что есть два типа вратарей, Р-типа и А-типа. Одни реагируют на ситуации, а другие предвосхищают их, при этом все вратари располагаются где-то на спектре между этими двумя полюсами. Хоть он и признавал тот факт, что вратари, играющие по эпизоду, «обычно получают лучшие отзывы», симпатии самого Хука относительно типа вратарей оставались предельно ясными.

 

Эдвин ван дер Сар отзывается о нем, как об «одном из первый людей, проведших связь между вратарями и защитниками с полузащитниками», и, от Йонгблуда до Менцо, Хук предпочитал предвосхищающих вратарей – тех, которые могли выступать в роли полевых игроков. В «Барсе» Виктор Байя был заменен на Руда Хеспа, так как первый чувствовал себя некомфортно, когда «дело доходило до участия в комбинационной игре».

Реклама




 

Среди тех, кого поразил подход Хука к вратарской игре, был тренер, живущий и работающий за 12 000 километров оттуда в Сантьяго, Чили. В свое время, Хулио Родригес был хорошим вратарем со своим стилем игры, харизмой и умением красиво отражать пенальти. Сходство с Луи Ферриньо даже заработало ему прозвище Невероятный Халк.

 

В середине 90-х он работал в одном из своих бывших клубов, «Коло-Коло», и прилагал значительные усилия, чтобы улучшить свою подготовку. «Я встретил Франса Хука в 1996, - рассказал Родригес Sky Sports. – Он работал тогда в “Аяксе” с Луи ван Галем, а я работал с молодыми вратарями в “Коло-Коло”. Я знал о Франсе, потому что он сделал серию из трех видео о вратарской игре. Они все еще очень хороши, кстати говоря». Достаточно хороши, чтобы Родригес отправился в США, чтобы встретиться с Хуком, когда он узнал, что «Аякс» находится в Америке. «Я отправился в Лос-Анджелес из Чили, чтобы повидаться с ним», - рассказывает Родригес.

 

«Когда я встретил его, он сказал, что если мне нравятся его идеи, мне нужно приехать на курсы в Голландию, и именно это я и сделал. Для него вратари должны быть точно как полевые игроки. Они должны обладать хорошей техникой, уметь контролировать мяч, выполнять точные передачи, мастерски бить по мячу, играть в поле, но, помимо всего этого, и отражать удары по воротам».

 

Идеи, которыми Хук поделился с Родригесом оказали неоценимое влияние на бесчисленных молодых вратарей в самом популярном клубе Чили, но особенно значительной поездка Родригеса оказалась для одного подававшего надежды паренька. «От него я узнал, как сформировать современного вратаря, - добавляет он. – Я всегда говорю, что без помощи Франса было бы невозможно наблюдать сейчас эту версию Клаудио Браво».

 

Тогда, летом 1996 года, Браво было всего 13, и некоторые в «Коло-Коло» уже сомневались, получится ли у него когда-нибудь набрать физические кондиции необходимые, чтобы стать топ-вратарем. Родригес не был в числе этих скептиков. «Клаудио был очень худым и маленьким, но всегда смеялся, - говорит он. – Это был хороший паренек с большой личностью. Он был упорным и любил учиться».

 

Реклама


Браво, мальчик с задворков Сантьяго в провинции Майпа, был воспитан, чтобы стать очень необычным вратарем – ярко выраженным вратарем А-типа, пользуясь классификацией Хука. Клаудио Эррера, футбольный журналист в El Mercurio, чилийской газете, вспоминает, что Браво воспользовался своим шансом, когда тот появился.

 

«У Браво был серьезный настрой, когда он ворвался во взрослую команду в “Коло-Коло”, будучи молодым игроком, - рассказал Эррера. – Эта возможность ускорила его процесс взросления. Было ясно, что он очень хорошо обращается с мячом, потому что он был воспитан по голландским методикам вратарской игры, усвоенным Хулио Родригесом».

 

В возрасте 21 года, Браво дебютировал в составе национальной команды на Копа Америка в Перу, а два года спустя он переехал в Европу. «Коло-Коло» играл товарищеские матчи в Ирландии, и «Реал Сосьедад» отрядил двоих скаутов, чтобы посмотреть на Браво в деле, ознакомившись с его способностями на видео, которое отправил клубу его агент.



 

Человеком, позвонившим, чтобы купить его за 800 000 долларов, был спортивный директор «Сосьедада» Хосе Мари Бакеро. Глобальная игра, футбол, снова оказалась тесным миром. Бакеро был ключевой фигурой в Команде мечты Кройфа в «Барселоне», играя в полузащите бок о бок с Гвардиолой в историческом победном финале европейского кубка в 1992 году на «Уэмбли».

 

Бакеро ожидал от голкипера определенных умений, и умение Браво играть ногами привлекло его внимание. Позже он описал чилийца как «невероятного» в обращении с мячом и даже сравнил его элегантность в этом аспекте игры со своим бывшим товарищем по «Барселоне» Рональдом Куманом, который, возможно, был лучшим в обращении с мячом защитником своего поколения.

 

Как бы там ни было, первый сезон Браво в Испании нельзя было назвать успешным. Бакеро был уволен через семь игр после начала сезона, что привело в результате к первому вылету баскского клуба из Ла Лиги за 40 лет. Когда на следующий сезон тренером был назначен Крис Коулмэн, Асьер Риесго стал первым номером, а Браво оказался на скамейке запасных.

 

Реклама


Это решение стало напоминанием о том, что не все в футболе понимают преимущества вратарей, предвосхищающих опасные ситуации. Когда Хук перечисляет архетипичных вратарей Р-типа, он включает в свой список такие имена, как Гордон Бэнкс, Дино Дзофф и Оливер Кан. Его прототипов вратаря А-типа является Фабьен Бартез.

 

Некоторые посмеются над мыслью о том, что француз может быть предпочтительнее выше названного трио. Для тех, кто не привержен конкретному стилю игры, проповедуемому Круиффом, его мастерство далеко не так очевидно. Но Хук и другие оценивают его по-своему. Плохие новости для Джо Харта состоят в том, что фундаментальные различия в подходах не позволяют найти компромисса.



 

На вопрос о том, изменит ли он когда-либо свое отношение к тому, чего от него ожидают, Гвардиола ответил: «Это невозможно. Когда ты проигрываешь игру, если ты веришь в то, что ты должен делать, ты продолжаешь. Такое будет происходить, когда вратарь отдает неточный пас, и вы пропускаете гол. Люди скажут: “Почему ты не вынес мяч подальше?”, но мы должны настаивать на своем подходе».

 

Вера Гвардиолы в свои футбольные идеалы берет начало в те годы, когда он подростком был замечен Кройфом в молодежной команде, однако он испытал и другие влияния. Из значительных, можно отметить Хуана Маунэля Лильо, тренера, чья философия так поразила Гвардиолу, что он немедленно подружился с ним после игры против его «Овьедо» в 1996 году.

 

Действительно, Гвардиола даже поиграл в Мексике на закате своей карьеры, потому что не хотел уходить из футбола, не поиграв под руководством Лильо. Бывший тренер Чили Хорхе Сампаоли определяет его как «тренера на концептуальном уровне» - кого-то, кто заставляет остальных видеть игру по-другому. Сампаоли назначил Лильо своим ассистентом в сборной Чили в 2014 году.

 

Это оказалось правильным решением. Испанец сыграл свою роль в двух выигранных Копа Америка, но это был не первый случай, когда Браво выиграл от присутствия Лильо. Он был тренером, вернувшим чилийца в основу «Реал Сосьедада» в сезоне 2008/2009. Лильо все еще говорит о своем «восхищении» Браво. Это его тип вратаря.

 

«Мы вместе работали над тем, насколько важно начинать построение атаки со своего вратаря, - рассказывает Лильо. – Команда может играть хорошо, только если она начинает хорошо, и Клаудио не только умеет совершать сэйвы, но он также очень, очень, очень хорош в организации перехода из обороны в атаку. Он уже отлично дополнял команду, но мы пытались научить его выбирать правильный вариант передачи и принимать правильные решения».

 

Лильо провел всего один полный сезон в «Реал Сосьедаде», не сумев вернуть команду в Ла Лигу. Но Браво, играющий по заветам Лильо, восстановил свою репутацию и возвращение во второй состав виделось его тренеру «маловероятным». Спортивный директор «Реала» Хорхе Вальдано был заинтересован. Как и Гвардиола в «Барселоне». Стало очевидно, куда лежит его дальнейший путь.

 

«Я тесно общаюсь с Вальдано и Гвардиолой и всегда обсуждаю с ними футбол, - сказал тогда Лильо. – Они знают, что я думаю о Браво». Тогда трансфер не случился, но Браво продолжил блистать в сборной Чили под руководством Марсело Бьелсы, еще одного тренера, которым восхищался Гвардиола, и, наконец, перешел в «Барселону» в 2014. К тому времени это виделось самым естественным ходом.



 

«Идет ли речь о сборной под руководством Бьелсы или Сампаоли или “Барсе”, они всегда ищут вратарей, хорошо играющих ногами, - говорит Эррера. – Браво понимает необходимость принятия правильных решений и участвует в фазе владения мячом. Он безупречен, находится ли мяч в статике или в движении. Он предпочитает конструировать атаки точными пасами из глубины, а не дальними выносами».

 

Луис Энрике, еще один бывший одноклубник Гвардиолы, сразу лестно отозвался о Браво в преддверии его переезда на «Ноу Камп». «Это опытный игрок, уверенный и спокойный, а также хорошо играющий ногами, - сказал тренер «Барселоны». – Он совершенен во многих аспектах и идеально отвечает тем параметрам, которые требуются от вратаря “Барсы”.

 

Числа говорят в пользу этих тезисов. Браво отдал меньше дальних передач, чем любой другой вратарь Ла Лиги в прошлом сезоне, и стал единственным с положительным числом точных передач на товарищей по команде. Он отдал на 236 точных коротких пасов больше, чем ближайший преследователь, и пять раз имел стопроцентную статистику точных передач за игру.

 

«Сампаоли всегда ценил это и можно предположить, что он поговорил с Гвардиолой о Браво, когда приезжал повидать его в Мюнхене в марте 2015 года», - говорит Эррера. С таким количеством пересечений, единственное, что удивляет теперь, когда Браво 33, это то, что он не работал с Гвардиолой раньше. Кроме того, встречи с ним ждет еще один старый друг.

 

Хаби Манцисидор пришел в «Сити» на должность тренера вратарей при предшественнике Гвардиолы Мануэле Пеллегрини, но остался при новом тренере сейчас. Он хорошо знает Браво со времен их совместной работы в «Реал Сосьедаде». «Теперь ему снова повезло, - говорит Лильо. – Потому что он будет работать с тем же тренером вратарей, которого я привел в “Реал Сосьедад”. Это лучший тренер вратарей в мире, я никогда не видел никого похожего на него. Это будет очень важно для Клаудио, продолжать расти там как вратарю. Он сможет каждый день работать с таким тренером, как Хаби Манцисидор. Это идеально для него». Похоже, Браво также идеален и для главного тренера «Манчестер Сити».

 

От часов изучения методов Хука с Родригесом до взросления в Европе под руководством Бакеро и Лильо. От опыта выступлений за сборную с Бьелсой и Сампаоли до клубного успеха с Луисом Энрике. Все вело к этому. Браво не работал с Гвардиолой раньше, но он точно является настоящим вратарем Пепа Гвардиолы.

Оценить новость
Бонусы букмекеров
Комментарии (2) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
28 Августа 2016 в 17:52

Почему-почему - да классный вратарь Клаудио, вот почему!

27 Августа 2016 в 09:25

Все это хорошо, но пока мы не увидим Браво в деле в матчах АПЛ, никаких выводов делать нельзя.

Новости
Сегодня, 20 Апреля
Все новости
Рекомендуем